Истории , байки , поговорки о кузнецах и кузнечном деле и общий романтизм профессии

Тема у розділі 'Кузнечное дело', створена користувачем Владимир 156, 6 тра 2015.

  1. Владимир 156

    Владимир 156 Заслужений майстер

    Повідомлення:
    1.702
    Симпатії:
    2.678
    Адреса:
    Киев
    Кузнецы занимались обработкой метала они испокон веков.
    Все мы знаем Гефеста и Прометея.
    Алхимики вышли из кузнецов так как первая задача алхимиков была не философский камень , а добавки делающие железо тверже.
    А как остановить кровь или вылечить гнойную рану самый простой и действенный способ прижечь каленым железом, вот и становились кузницы амбулаториями и операционными.
    А заговоры и привороты, таинство огня всегда привлекало людей к себе вот и приходили ночью в кузницу и читали над наковальней такие шедевры как " не куй меня мати к каменной палате а прикуй мене мати к девичей кровати".
    Давайте рассмотрим пару известных литературных героев кузнецов и увидем что везде рядом с ними женская любовь.
    Кузнец Вакула добрый молодец косая сажень в плечах мастерски владеет не только молотом но и кистью, сердца всех дивчин открыты для него.
    И вот представим кузницу в занесенном снегу селе вьется дымок из трубы заходят мужики погреться с мороза выпивают стопку горилки закусывают салом и цыбулей с солью и садятся погрется на лавку вдоль стены посмотреть на горящие угли в горне и как рождается чудо на наковальне а мимо пробегают девки и заглядывают в оконце на красавца кузнеца. Несмотря на сопротивление потусторонних сил Вакула завоевывает любовь самой красивой дивчины Оксаны.

    " Однажды римляне изловили Христа. Они пришли к цыгану и сказали : - Сделай нам пять гвоздей. Они не объяснили ему, зачем им нужны гвозди. Они дали цыгану деньги и велели ему сделать работу. - Хорошо, - сказал цыган и принялся ковать гвозди. Сделал он пять гвоздей, но когда стал их отдавать, то из его ладони выпало только четыре гвоздя, пятый словно к руке прилип. Когда цыган понял, что гвозди должны вбить в тело Христа, он покаялся и спрятал пятый гвоздь под язык. Те ищут пятый гвоздь, а его нет. Спрашивают: - Цыган, где пятый гвоздь? -Так вы же мне только четыре гвоздя заказывали. - Как это четыре? Тут цыган стал божиться: - Да чтоб я детей своих похоронил, если не четыре! А раньше нельзя было такие слова произносить. Если отец проклинал своих детей - всё сбывалось. Когда Христос услышал слова цыгана, он понял, что тот врёт. Но про себя решил: Прощаю тебе твои проклятия. Пусть они не сбудутся." Так цыган облегчил муки Христа."
    --- добавлено: May 6, 2015 5:38 AM ---
    "Возможно, с мифом о герое-кузнеце соотносится образ легендарного основателя Киева - Кия: имя это, как предполагают, восходит к обозначению палицы (кия) - кузнечного молота"
     
    Останнє редагування модератором: 14 тра 2015
    Andrii_M та Мирослав подобається це.
  2. DINAMIT-UA

    DINAMIT-UA Заслужений майстер

    Повідомлення:
    1.744
    Симпатії:
    1.555
    Адреса:
    Україна
    Колись давно читав байку про кузнеца Васю.

    Коли був радянський союз і промисловість працювала на повну потужність.
    На підприємствах по металообробці де в кузнях був пневмомолот між ковалями були змагання на пляшку, хто закриє спічечний коробок чи кришку карманого годинника не роздавивши.
    В кузні працював ковалем Вася, людина богатирь , одним пальцем на роялі жме три клавіши.
    Вирішив Вася прийняти участь у змаганнях.
    Коли Вася ставив годинника на наковальню то забув що в нього пальці більші за годинник.
    - Бах, удар молота. І пальчик Васі став як лягушачья лапка , а штани мокрі.
    І на крик Васі збіжалось пів цеха.
    Коли Васі задали в сотий раз питання - Вася як це сталось ?
    Як, як, да ось так. - Бах, удар молота.
    І вже у Васі два пальчика як лягушачьї лапки.
    Пісати Васі вже було нічим.
    Від болю Вася схопив трубу і почав розганяти робітників цеха.

    таку байку я прочитав у 2000 році.
     
    Останнє редагування: 6 тра 2015
    Юра2, Andrii_M, Мирослав та ще 1-му подобається це.
  3. Владимир 156

    Владимир 156 Заслужений майстер

    Повідомлення:
    1.702
    Симпатії:
    2.678
    Адреса:
    Киев
    :)Эта байка похожа на быль
    --- добавлено: 6 май 2015 в 18:59 ---
    Кузнец не только ковал железо. При случае он мог «выковать» и счастье для парня и девушки, «сковать» для них «свадьбу крепкую». Благодаря непосредственному отношению кузнеца к огненной и водной стихиям, которые по традиции считались воплощением небесного огня и воды, его причисляли к жрецам-волхвам. Волхвы-кузнецы считались покровителями брака, они играли особую роль в свадебных обрядах. В частности, выковывали обручальные кольца. В качестве «любовно-свадебного» символа кузнец часто выступает в восточнославянском фольклоре: в свадебных песнях он «кует» свадьбу, во время святочных гаданий так называемые подблюдные песни о кузнеце предвещали богатство и свадьбу - кузнец кует свадебный венец, обручальный перстень. Эротическая символика была присуща и святочным играм в кузнеца. Парни, ряженые кузнецами, «подковывали девок» - задирали им ноги клещами, били молотком по приставленной к ступне палочке. Кстати, народное выражение «подковать девку» означало «вступить с ней во внебрачную связь».
     
    Останнє редагування модератором: 14 тра 2015
  4. Владимир 156

    Владимир 156 Заслужений майстер

    Повідомлення:
    1.702
    Симпатії:
    2.678
    Адреса:
    Киев
    Подкова на счастье.
    Когда на дворе ледок, тогда кузнецу медок. До первых морозов хозяева торопились подковать лошадей, чтоб те не спотыкались и не портили копыта на «острых» зимних дорогах. Часто подковы кузнецы прибивали над дверьми - на счастье себе и людям, которые обращались к ним за помощью. Вера в счастливые свойства Переглянути вкладення 106199 Переглянути вкладення 106199 лошадиной подковы - одно из наиболее распространенных современных суеверий. Найдя подкову (а это уже большая удача!), стараются прибить ее над дверью. Обычай требует, чтобы она висела концами вверх. Сведущие люди обьясняют это тем, что дьявол (а от него и должна защищать подкова) всегда ходит кругами и, доходя до каждого из концов подковы, вынужден развернуться и пойти обратно.
    Истоки этих суеверий могли быть связаны также с кузнечным ремеслом. Например, на Британских островах культ подковы мог возникнуть из легенды о св. Дунстане и дьяволе. Святой был известным кузнецом, и однажды к нему явился сам дьявол и попросил подковать свое копыто. Святой согласился и, приковав посетителя к стене, взялся за него так крепко, что дьявол запросил пощады. Перед тем, как его освободить, святой заставил его поклясться, что он никогда не войдет туда, где прибита подкова..."
    дуста.png
     
    Юра2 та Andrii_M подобається це.
  5. Владимир 156

    Владимир 156 Заслужений майстер

    Повідомлення:
    1.702
    Симпатії:
    2.678
    Адреса:
    Киев
    А на Руси покровителями кузнецов считались святые Кузьма и Демьян в честь которых строили храмы.
    Ну и немного народного фольклора.
    "Христианские святые Кузьма и Демьян (Косьма и Дамиан), день которых отмечается в ноябре, считались покровителями брака, ремесел и домашней птицы. В восточнославянском фольклоре они связаны главным образом с кузнечеством ( скорее всего на основании сходства имени Кузьма со словом «кузнец» ) и выступают в облике кузнецов-змееборцев. Так в белорусской сказке «Иван Попялов» герой - победитель змея - скрывается от змеихи в кузнице Кузьмы и Демьяна. Кузнецы защемляют язык змеихи раскаленными щипцами и убивают ее. Согласно украинским преданиям, Кузьма-Демьян (Божий Коваль) изготовил для людей первый плуг. Ухватив клещами за язык гигантского змея, истреблявшего людей, он запряг его в этот плуг и заставил пропахать землю от моря до моря. Кстати, в Среднем Поднепровье Змиевыми валами до сих пор называют остатки древних укреплений.
    В поговорках Кузьма и Демьян «куют» поздней осенью ледяные мосты на реках - закует Кузьма-Демьян - до весны не расковать, не заковать рек зиме без Козьмодемьяна. В России день Кузьмы и Демьяна относился к числу девичьих праздников. Девушки широко отмечали «кузьминки» - снимали загодя избу и весело справляли кузьминскую вечеринку.
    Колдовство
    Кузнец кует, а жаба ногу подставляет. Что ж, были такие мастера, которые и эту ножку могли подковать и даже блошиные капризы удовлетворить. Как не вспомнить тут лесковского Левшу, ставшего едва ли не мировым символом уникальнейших возможностей человека-ремесленника. У многих народов кузнецов, которые имели дело с огнем и железом, считали людьми, обладавшими высшим умением, непревзойденным искусством творения. На это указывает само их название, образованное от слов «ковать», «коварство»(обратите внимание однокоренные слова:mltk:), обозначавших ранее особое искусство в деле, замысловатость, оригинальность, талант. Повсеместно кузнецов почитали за людей, наделенных сверхъестественными знаниями, магическими приемами, колдовством, связанных с потусторонними силами. Знахарей и чародеев в народе нередко называли «химородниками». Это слово у цыган означает не что иное, как кузнец, коновал. В русских сказках кузнецу во всем помогает черт. Опытный кузнец мог, скажем, перековать голос - из грубого сделать тонкий, перековать старого в молодого, щипцами «прижать» болезнь и «прищемить» беду, выковать амулет, способствующий деторождению, прекратить козни того же черта.
    --- добавлено: 7 май 2015 в 10:33 ---
    кузм дем.jpg
    --- добавлено: 7 май 2015 в 10:34 ---
    Навiть Ляльки мотанки в виде Кузмы и Демяна имеются.
     
    Останнє редагування модератором: 15 тра 2015
    viktor28465 подобається це.
  6. Владимир 156

    Владимир 156 Заслужений майстер

    Повідомлення:
    1.702
    Симпатії:
    2.678
    Адреса:
    Киев
    "Горн
    Душой кузницы считалась печь с горном. Через сопло он соединялся с мехами. «Надулся, как кузнечный мех», - шутили над некоторыми гонористыми земляками. Что ж, действительно, с усилием и усердием (а часто и до седьмого пота!) нужно было понажимать на кузнечные сыромятные меха, чтоб огонь в горне быстро набрал силу. Центром кузницы была наковальня. Она не боялась молота, если ее как следует закрепляли на дубовой колоде. Хорошо тому кузнецу, что на две руки кует. В одной руке - щипцы, а в другой - молот. Это главные атрибуты кузнечного ремесла. С ними связано много чудесных историй.
    Возможно, с мифом о герое-кузнеце соотносится образ легендарного основателя Киева - Кия: имя это, как предполагают, восходит к обозначению палицы (кия) - кузнечного молота. Молоток и щипцы, скажем, так же, как наковальня и мехи, были атрибутами Элигия, искусного мастера из Лиможа - епископа Нойонского и святого патрона кузнецов, золотых и серебряных дел мастеров и чеканщиков. Его житие, эпизоды которого иногда изображаются художниками, повествует о том, как для того чтобы подковать брыкающуюся лошадь, которой овладел дьявол, он отрезал ей ногу, а затем чудодейственным образом восстановил ее на место. Его можно также видеть на изображениях побеждающим Сатану: святой держит его за нос щипцами. Видеть во сне молот или кувалду означает, что вскоре вы познакомитесь с человеком решительным, сильным, волевым и беспощадным. Если вам удастся вызвать у него дружеские чувства, то вы приобретете верного союзника, которому ваши интересы будут так же дороги, как и собственные, но, если вызовете его неприязнь, берегитесь: нет более опасного врага. Кстати, приснившаяся кузница предвещает трудное, возможно, непосильное поручение, которое вы вскоре получите. Правда, на первый взгляд это поручение будет казаться легким и необременительным."
     
  7. Владимир 156

    Владимир 156 Заслужений майстер

    Повідомлення:
    1.702
    Симпатії:
    2.678
    Адреса:
    Киев
    "Кижская легенда про Кузьму и Демьяна

    Русское летописание помнит прозвище граждан Великого Новгорода - «плотники». Так называли их на Руси на заре истории, в XI веке. В Заонежье, близ Сенной Губы, здравствует деревенька Кузнецы. Мы - рукомесленный народ.

    Северяне, потомки древних новгородцев, - лесные пахари, арктические мореплаватели, сказители и подвижники православия - берегли древнее умение, учение, благочестие. Весело стучали топоры «натодильных» артелей. Традициям древодельцев сопутствовали навыки рудознатцев и кузнецов.
    Проходя деревнями, выселками, селами и городами от Великого Новгорода до Белого моря, всюду слышу отзвуки легенд о святых подвижниках. На Русском Севере часовни, церкви посвящены святым, почитаемым как покровители ремесел, умений, искусств - плотницкого ли, кузнечного, ткацкого или лечебного. Таковы святые Николай, Параскева и Пантелеимон. Таковы Косма и Дамиан. С берегов Ваги-реки исконно расходились по всему Северу отменные пастухи - в их селах были церкви, посвященные святым Власию, Флору, Лавру. Из Заонежья - краснодеревцы, плотники и кузнецы. Из прионежских селений - стекольщики-«масы» и знаменитые каменотесы-«словорубы». Пространный мой край видится огромным Городом Мастеров. Жил здесь старинный обычай братчинных пиров, совместных «цеховых» праздников. Для них, бывало, и прирубали к храму просторную трапезную, оснащенную лавками. Там сказители сказывали, а добрые люди слушали жития святых и легенды о славных мастерах...
    Про кузнеца
    Жил, говорят, в преждебывшие годы славутный мастер. Узорные дверные петли-жиковины ковал. Случалось ему выделывать и перстни-жуковины. Кольца витые для дверей - со стукальцами. И теперь еще поблескивает на дверях старобытная поковка. Серпы звонкие с узором по клинку. С бубенчиком на пяточке еловой рукояти. Замки внутренние с фигурной накладкой на полотне двери - вроде секиры! Под стальной сквозной узор подложат блескучую мусковит-слюду. Сроду ничего такой поковке не делается. Не ржавеет, не сыплется. Века красуется на дверях амбаров, церквей.
    Кузнеца того дедушком Васильем звали. Дожил до дивией старости. Делал тонкую работу. Не гнушался лемех оттянуть, коня подковать. Человек в селе необходимый. Но вот как-то приподнял он коневье копыто - хотел подкову примерить. А не удержал, уронил. Ушла былая сила во сырую пахоту, в горячее железо, во Онего, сине морюшко. Поработано на веку у Василья. И веслом, и плугом. Не воротить дней... Заплакал старинушка. Да вдруг окликнул его кто-то. Оглянулся - два молодца стоят. Глядят ясно, пристально - как заботные сыновья. И ликом-образом знакомы. А где видано - не вспомнит дедушко Василий.
    - Давай-ко, - ребята сказывают, - пособим!
    Подковали конишку. Лошадушка веселешенько из кузнечного станка повыбежала. Новыми подковами притопнула, рассмеялась утешно: «Й-е-е!» У пареньков рука, видно, легкая, сила непочатая. Нрав добрый. Глаз верный. И все-то они вместе держатся - плечом к плечу. Уж видать, что кровная родня! Старичонке вусмерть не хочется прохожих лишаться, из своей кузни отпустить.
    - Любушки, куда правитесь?
    - По святым, дедушко, местам! - они стоят, как зажжены свечи горят. - Наладились мы, старинушка, в полуночные страны, к Зосиме-Савватию...
    - Ну-ко! У нас тут заливно монастырей, пустынек в Заонежье! Обители святых Корнилья Палеостровского, Ионы Климецкого... А што церквей, часовен, крестов обетных - дождем не смочить! Вкруг Кижского острова золотой обруч намолен! Остались бы хоть на весну! Да и до Покрова! Помогите крестьянам страдомым! Надо сошеньки наладить, косы отбить, серпы направить. Не по силам мне, старому!
    Прохожие переглянулись, согласились. Дедушко Василий - он в Подъельниках жил - чуть не пляшет от радости:
    - Сыночки баженые, што за работу возьмете? Кормить-поить, воспитывать задаром стану!
    - А вот - станем уходить, напоследях соделаем из твоего мартиалу то, что нам по душе придется. То и плата.
    Подивился старый кузнец:
    - Преудивленно чудо, диковинный ряд! А какой вы земли, каких отца-матери, многобытные?
    Назвались пареньки Кузьмой да Демьяном. И отвечали они дедушке Василью все при всем.
    - Мы, дедушко, братия по плоти и по духу. Родом из Азии. Отец - природный эллин, мать - истинная христианка, святым именем - Феодотия.
    Кузьма станет сказывать - Демьян дале продолжит. Братовья были голос в голос, волос в волос.
    - Жила она богоугодно. Воспитывала нас в любви к Господу. Кликала по своему обычаю, наречию Космой и Дамианом. Росли в добром наказании, в христианской вере. Почасту читали Божественное Писание, научались добродетели.
    - Вошли в совершенный мужской возраст. Навыкли к непорочному в Господнем Законе житию. Приняли от Бога великое знание исцеления. Мать велела: доброе несите людям! Во благо человека труждайтесь. Заклинала: «Сияйте, сыночки, добрыми делами!»
    - И мы с братом исцеляли людей от недугов, подавали здравие душам. Тела врачевали. Язвы плоти, лукавых духов гнали. Помогали людям. Да и страждущим скотам тоже...
    - Без мзды, без воздаяния исполняли заповедь: «Взятое в дар возврати даром». Лечили не столько травами, сколько Божиим словом. Земное житие прейдя, благочестиво и мирно скончались. В один день предстали перед Господом. Но и по преставлении своем пахаря на пашне, младенца в колыбели, жену сокрушенную, иных многих спасали. Приходим во всякое время по зову.
    - Да и без зова приходим же...
    Повествовали сие светловидные мужи безгласно, хотя и краснословно. Дедушко Василий, сидючи против них в застолье, пил и ел. И головушку белую поворачивал то к одному, то к другому. Помолясь на красный угол, сказал кратко, кротко:
    - Перекрестя лоб - в кузню!
    Работали братья допоздна, споро, ладно. Будто житые, славутные кузнецы в лучшей поре. Им светло от пылающего горна. Дедушко вкруг них вьется у наковальни. Показывает, что сам знает. Как крицы ковать, а из криц - сталь-уклад. Парни старику открыли, как тонкие узоры на железо нанести - цветные и травные. Старик что дале, то боле дивился. Размышлял, хмуря крутой лоб, о безгласно поведанном житии, о премудрости Божией.
    Старушка, женка Василья-кузнеца, затеяла, умиляясь той же думой, стряпню. Напекла калиток, налитушек, колобов и блинцов:
    - Нету ноне у баженых милой заботной матушки! И светлые старушечьи слезы падали в черное ржаное тесто.
    Целительная сила
    Пришло время. Кузнец Василий утрышком с лавицы встать не замог. Призвал Кузьму с Демьяном:
    - Боле не работник я. Оставайтесь, будьте в моей кузне хозяевами и мастерами. Вы мое умение превзошли. И людям - по сердцу.
    - Нет, хозяинушко! - глядят строго. - Расчет давай!
    - Много я задолжал. Вы дородное бремя трудов унесли.
    - Нам лишнего не надо. Скуем в кузне, что нам пригоже. Из твоего, слышь, припасу!
    Што станешь делать? Пошли в кузню. Огонь в кузне разожгли. Демьянушко у мехов встал, раздувает пламя в горне. А Куземушко клещами сощелкнул:
    - Ложись, старый, в горн!
    - Што вы, чада!
    - Худа не будет.
    Лег старичонко. Все едино, - мыслит, - смертынька приходит. А не жжет, не палит огонь. Ребята мехи в полную силу гнетут, старика в пламени поворачивают, цветут в творческой радости.
    - Ну что? - кричат. - Жарко ли?
    - Как ополдень на поженке в страдомую пору. Испить бы. Еще жарче - как в кузне в июле!
    Пуще прежнего раздувают мехи Куземушко с Демьянушкой.
    - Ох, будто в парной теплой баенке шибает бел-горюч пар. Словно веничком по плечам охаживает! - кричит-вопит старый кузнец веселым, баенным кликом. Да и соскочил с наковальни молодым, крепким парнем, Кузьме с Демьяном - годок-ровесник.
    - Ну вот теперь поработаем и Богу, и людям! Спасибо, браты!
    - Нас иные добры люди ждут...
    Запели они - и за порог. Заонежьем, Поморьем, иными землями Русского Севера не раз еще проходили. Даром, что ли, древодельцами, кузнецами да песенниками славятся наши края! По две жизни жили старые мастера..." 111 куз.jpg
     
  8. Юра2

    Юра2 Модератор Команда форуму

    Повідомлення:
    5.256
    Симпатії:
    3.925
    Адреса:
    вилково
    Классная тема!!! Респект!!!Я постоянный читатель темы лично!!!И Владимир спасибо!!!
    Но откуда эти данные - если честно когда изучал данную тему ничего из источников не сохранил,но помню,что концы вниз у словян.Вопрос очень интересный.
     
  9. Владимир 156

    Владимир 156 Заслужений майстер

    Повідомлення:
    1.702
    Симпатії:
    2.678
    Адреса:
    Киев
    По хорошему в хазяйстве должно быть как минимум две подковы , с наружи дома вниз рогами для защиты дома , как арка . А внутри дома вверх , что бы накапливалос богатство и не утекала удача , как сосуд.
    но уподковы как у талисмана еще масса других назначений.
    "
    • Одна подкова должна висеть над входом в дом на улице рогами вниз;
    • Вторая подкова должна висеть над входом в дом изнутри рогами вверх;
    • Над входом в торговый дом (говоря современным языком - в магазин), чтобы торговля шла лучше;
    • На мачту судна, чтобы подкова оберегала его от бурь;
    • По китайской традиции этот талисман размещают в северо-западной части жилья или закапывают в саду к северо-западу от дома, чтобы обрести удачу и поддержку\покровительство.
    • Одну подкову нужно повесить над очагом (над камином, печью и т.п.) - чтобы обрести семью; одну подкову над кроватью - чтобы родились дети; три подковы над кроватью - то ли от алкоголизма, то ли для того, чтобы пить не просыхая, и при этом не мерещились бы черти. Другая версия гласит, что при болезни над кроватью надо прибить три подковы и положить сверху на них молоток.
    "http://vip888.com.ua/a65392-kak-pravilno-povesit.html
    Там еще масса тонкостей прибивать , вешать итд. итп.
     
  10. Юра2

    Юра2 Модератор Команда форуму

    Повідомлення:
    5.256
    Симпатії:
    3.925
    Адреса:
    вилково
    Вот и у меня такие сведения. А было написано по другому - по-этому и вопрос.
    Подкову не обязательно вешать над дверями на входе - её можно положить под порог или даже закопать рогами от входа.
    Считается,что отрицательная энергия и т.п. у входящего притягивается в подкове как к магниту и замыкается в круге подковы.
    А если честно - очень интересуюсь кузнечной магией,не подскажите литературу или что-то типа ссылки???
     
    Владимир 156 подобається це.

Поділитися цією сторінкою